Клинкерная брусчатка, плитка в Старом Осколе
Клинкерная брусчатка, плитка
Своими эксплуатационными свойствами тротуарный, или, как его ещё называет, мостовой, клинкерный кирпич обязан технологии производства. Для его изготовления применяют сланцевую глину высокой пластичности. В заготовочной массе практически отсутствуют примеси, содержащие известняк и соли.
Форму глиняной массе придают, продавливая её через отверстия экструдера Далее заготовки сушат и обжигают в печах при температуре
+11 СО..+1200 °С. В результате спекания массы на выходе получают очень прочный и ударостойкий материал с низким содержанием пор.
Чтобы брусчатка приобрела тот или иной цвет, в глиняную смесь добавляет специальные пигменты в необходимой пропорции. Затем массу тщательно перемешивают. В итоге это позволяет получить равномерную окраску материала по всей толщине. Достоинство такой технологии в том. что уложенный клинкер сохраняет свой первоначальный цвет в течение всего срока эксплуатации, почти не тускнеет и не подвержен истиранию.
Тротуарной кирпич из обожжённой глины хорошо совместим с разными строительными материалами, такими как: натуральный и искусственный камень, бетон, дерево и керамика. Клинкер абсолютно не требует эксплуатационного обслуживания, не восприимчив к кислотам и щелочам, устойчив к механическим воздействиям. Уложив его один раз, вы можете не беспокоиться о покрытии в течение всего срока его службы. А это как минимум 20-25 лет.
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА
В Украине мостовой клинкер представлен в основном продукцией иностранных производителей. Это ABC Klinkergruppe. CRH Кlinker, Feldhaus Klinker, Muhr Klinker, Roben Tonbaustoffe, Wienerherger (все — Германия), CRH Ktinkier (Польша), «Керамейя» (торговая марка «Брукнерам»), «Кислотоупор» (обе — Украина). Стоимость брусчатки европейского производства обходится в сумму от 275 до 860 грн за 1 M2, отечественный строительный материал можно приобрести по цене 230-240 грм за 1 м2.
Критерии, которым должен отвечать мостовой клинкерный кирпич, четко прописаны в международньх стандартах DIN 18503 и DIN EN 13445 В нашей стране им соответствует нормативный документ ДСТУ Б.В.2.7-61-97 «Кирпичи и камни керамические лицевые и рядовые».
Клинкер должен быть устойчив к атмосферным осадкам в виде дождя и снега и высокой влажности. Допустимое водопоглощение — не выше 6%. По факту оно варьируется в пределах 2-4%, что обусловлено мелкопористой структурой материала Чем ниже этот показатель, тем лучше морозостойкость тротуарного клинкера — его способность выдерживать многократные периоды замерзания и оттаивания состоянии насыщенности влагой. Оптимальное знамение морозостойности — 250-300 циклов, что соответствует 25-30 годам службы.
В процессе эксплуатации брусчатка подвержена разному механическому воздействию. Всё зависит от назначения открытой площадки. Для обустройства парковок, дорог для проезда машин, тропинок целесообразно применять тротуарный клинкер класса АЗ (DIN EN 13445). Средняя истираемость поверхности из него не превышает 450 мм3 в год, что приблизительно составляет 0.025 мм лицевого слоя.
Еще один существенный критерий — прочность материала на сжатие. Согласно европейским нормативам, ее минимально допустимое значение — 80 Н/мм2 (80 МПа).
При выборе брусчатки желательно уточнить коэффициент устойчивости к скольжению. Независимо от погодных условий сухая или влажная поверхность материала должна обеспечивать надежное сцепление с протектором обуви. Этим критериям отвечает клинкер класса U3 (DIN EN 13445).
Необходимая информация о продукции четко расписана в прилагаемом техническом паспорте.
Еще один показатель на который обязательно надо обращать внимание. — экологическая безопасность материала. Производители клинкерной брусчатки утверждают, что их продукция изготовлена из чистого сырья и не содержит токсичных веществ. Однако полагаться только на добросовестность компаний и информацию в рекламных буклетах недостаточно. При покупке тротуарного клинкера нужно уточнить у продавца наличие гигиенического сертификата о соответствии предлагаемой продукции санитарно-эпидемиологическим нормам.
ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ
Производители тротуарного клинкера выпускают разные серии брусчатки, характеризующиеся индивидуальными габаритами, формой и цветовым решением. Богатство выбора позволяет реализовать самые разнообразные ландшафтные композиции.
Типовой мостовой материал изготавливают в виде правильного параллелепипеда с фаской или без нее в нескольких стандартных типоразмерах.
Крупный МОСТОВОЙ кирпич:
• 200х100 х 40/45/50/51/52/62/71 мм (ДхШхТ), его средний расход составляет 48 шт. на 1 м2;
• 240х118х45/52/62/71 мм, средний расход не превышает 34 шт. на 1 м2;
• 240х59х52 мм, средний расход — не более 66 шт. на 1 м2.
В ассортименте многих производителей есть продукция нестандартных размеров: 300х150х62, 150х150х52/62, 200х200х52/62, 200х150x52/62 мм.
Средний мостовой кирпич (тротуарный ригель): 212х70х52, 240х59х52 мм. В зависимости от того, какой стороной укладывать брусчатку, расход материала составляет от 63 до 85 шт. на 1 м2.
Мелкий мостовой кирпич: 60х60 *«52.50»50»50мм Условно к этой группе можно отмести брусчатку с фаской. имитирующую мозаику. Ее лицевая поверхность визуально разбита на несколько одинаковых квадратов. Размер — 240х60х60 мм.
Кроме типовых позиций существуют специальные предложения. К ним принадлежит щелевой (или решетчатый) газонный кирпич. Его используют при комбинировании открытых участков почвы для прорастания травы и дорожного покрытия. Брусчатку выпускают форматом 240х115х113, 295х140х113, 240х115х71 мм. Объем отверстий составляет от 33 до 43%. Их заполняют смесью из гранулометрического состава, чернозема и песка. Щелевой кирпич предлагают ABC Klinkergruppe, Feldhaus Klrnker.
Для обрамления клумб и дорожек отлично подходят фигурная брусчатка с закругленными краями, многогранный кирпич.
СПЕЦИФИКА УКЛАДКИ
Надежность и долговечность брусчатых площадок и дорожек во многом зависит от грамотно подготовленного основания. Все монтажные работы условно можно разбить на несколько этапов. В первую очередь территорию, предназначенную для мощения, освобождают от верхнего слоя фунта, выравнивают и тщательно утрамбовывают.
Затем равномерный слоем укладывают гравийно-щебневую подушку. Размер используемых фракций не должен превышать 45 мм в диаметре. Толщина несущего слоя зависит от нагрузок, которым будет подвергаться площадка. Так. для садовых дорожек слой щебня составляет 10-15 см, для автомобильных стоянок — оноло 20 см. Чтобы не допустить оседания брусчатки, минералъную подушку уплотняют с помощью поверхностного вибратора. В качество несущего слоя может быть бетонное основание.
На следующем этапе устанавливают бордюры, которые предотвращают сдвиг мостового кирпича в процессе эксплуатации. Для этого вполне подойдет рядовая клинкерная брусчатка, уложенная ребром и скрепленная цементным раствором.
Далее засыпают подстилку (балласт) из песка, щебня с размером фракций 5 мм. Толщина подстилки — 3-5 см. Слой балласта выравнивают с помощью слециальных лекал. Иногда балласт дополнительно заливают слоем цементно-песчаной смеси в пропорции 1:6. Его толщина — 3-4 см.
После окончания подготовительных работ приступают к мощению тротуарного кирпича. Укладку начинают с бордюров, стен, лестничных ступеней или других жестких вертикальных поверхностей. Между отдельными кирпичами обязательно оставляют зазоры толщиной 3-5 мм. Их отсутствие неминуемо приведет к повреждению брусчатки вследствие температурных и силовых воздействий. Уложив первые два-три ряда брусчатки, с помощью нитей размечает шаг рисунка и расположение швов, после чего снова продолжают мощение.
На последнем этапе заполняют швы. Их заделывают песком, цементно-песчаной смесью или специализированными смесями и растворами. Очищенную от мусора мощеную поверхность уплотняют выравнивающим вибрационным станком с резиновой основой. Процедуру выполняют от краев к центру.